Интернет. Железо. Программы. Обзоры. Операционные системы. Wi-Fi

Aoc настройка изображения. Настройка и калибровка мониторов: как, зачем и стоит ли? Как настроить монитор для правильной цветопередачи: стационарные устройства

Калибровкой называют процесс настройки цветопередачи, яркости и контрастности изображения монитора или другого устройства визуализации (например, проектора или TV) с целью добиться максимально полного совпадения тона, цветов и оттенков на экране и при печати. В бытовом обиходе калибровка преследует цель просто сделать изображение естественным и приятным глазу.

С необходимостью откалибровать монитор сталкивались почти все — когда принесли его домой из магазина и первый раз включили. Тем, кто не работает в графических редакторах и не занимается фотографией, достаточно сделать это «на глазок», пользуясь кнопками подстройки на самом мониторе или средствами Windows. Большая точность здесь не важна — главное, чтобы изображение было без явных цветовых искажений, в меру ярким и в меру контрастным.

Художникам, дизайнерам и фотографам нужна более глубокая — профессиональная калибровка, которая производится или с помощью программ, или специальных аппаратов — калибраторов.

Первый вариант доступен всем — основная масса таких приложений бесплатна и не слишком сложна в применении. Однако чтобы добиться хорошего результата нужен еще и глаз-алмаз. Второй вариант обеспечивает максимальную точность, но пользуются им немногие. Причина — высокая стоимость калибраторов. Даже бюджетный аппарат обходится как хороший смартфон, но некоторые художники и фотографы берут их напрокат или прибегают к услугам специалистов по калибровке, благо это не требуется делать часто.

Поскольку калибратора у нас с вами нет, поговорим о способах настройки монитора при помощи программ.

Простая калибровка монитора средствами Windows

Интересующий нас инструмент называется «Калибровка цветов». В Windows 10 он вызывается через приложение «Параметры» — раздел «Система» — «Экран» — «Дополнительные параметры экрана».

В Windows 7 и 8.1 — через Панель управления и раздел «Экран». Или через «Параметры экрана» в контекстном меню рабочего стола.

Запустив утилиту, пошагово выполняйте предложенные операции. Но перед этим обязательно разверните окно во весь экран и сядьте прямо перед ним, иначе результат может быть неточным. Расстояние от ваших глаз до экрана должно быть таким, как при обычной работе.

Первый шаг — установка основных параметров цветов

Откройте меню монитора, нажав кнопку на его панели, и установите настройки цвета по умолчанию. Если у вас ноутбук, переходите к следующему шагу.

Второй шаг — настройка гаммы

Перед вами изображение квадрата с темными пятнами внутри и ползунок настройки. В центре каждого пятна находится точка. Ваша задача сделать так, чтобы точки стали невидимыми (слились по яркости с фоном).

Третий шаг — настройка яркости

Снова откройте меню монитора или раздел «Электропитание» в Панели управления Windows — сейчас нам понадобится ползунок настройки яркости. Вместо него можете пользоваться кнопками «Яркость-» и «Яркость+» на панели монитора или клавиатуре ноутбука.

Передвигая ползунок, установите яркость так, чтобы детали костюма и рубашка человека на картинке были умеренно различимы, а знак «Х» на стене позади него не сливался с фоном, но был едва заметен.

Четвертый шаг — настройка контрастности

Управляя ползунком настройки контрастности, сделайте так, чтобы все складки и пуговицы на белой рубашке были хорошо видны, а рубашка не сливалась со стеной.

Пятый шаг — цветовой баланс

Перемещая ползунки трех цветов — красного зеленого и синего, добейтесь того, чтобы полосы в центре экрана были нейтрально-серыми.

Шестой шаг — сохранение калибровки

Сравните текущую (новую) калибровку с прежней. Если она вас устраивает, нажмите «Готово». Если далее хотите перейти к настройке отображения текста, предварительно отметьте флажком «Запустить средство ClearType…».

Настройка отображения текста

Здесь вам следует выбрать пример, где панграмма (текст, включающий все буквы алфавита), читается лучше всего, и применить настройку.

Калибровщика Windows вполне достаточно, чтобы правильно настроить монитор для работы, не связанной с редактированием графики и художественной печатью.

Для проверки качества калибровки можете воспользоваться специально созданными обоями с сайта RealColor.ru. Комплект обоев подбирайте по своему разрешению экрана, чтобы картинка не менялась в размере.

Калибровка монитора для фотопечати и работы с графикой

Как получить наилучший результат

Чтобы получить действительно хорошее изображение, где черное — это черное (а не темно-серое), белое — это белое, а цвет не зависит от угла поворота экрана, нужен профессиональный монитор. Фотографы и художники-графики отдают предпочтение экранам с матрицей IPS (наилучший вариант — с S-IPS).

На бюджетных мониторах с матрицами типа TN добиться высокой точности оттенков и цветов, увы, не получится, И дело не в том, что этого не позволяют программы, а в качествах самого экрана. Но мы будем работать с тем, что имеем.

Итак, начнем с подготовки рабочего места:

  • Монитор должен стоять там, где вы обычно его используете.
  • Помещение должно быть достаточно освещено. Калибровку лучше проводить при том освещении, при котором вы работаете. Если вы работаете и при естественном, и при искусственном свете, оптимально создать два цветовых профиля. Направленные источники света на время калибровки следует удалить от экрана.
  • Перед началом калибровки монитор должен некоторое время поработать. ЭЛТ-монитор — не меньше часа, остальным достаточно 30 минут.
  • Фоновое изображение следует установить нейтральным, лучше всего — в серых тонах.

Adobe Gamma

С помощью Adobe Gamma калибруют мониторы для работы в Фотошопе. Поскольку приложения созданы одним разработчиком, они оптимальны для совместного использования — профили, сформированные в Гамме, отображаются в меню Фотошопа, и пользователь может быстро переключаться между ними.

Утилита входит в комплект поставки Photoshop, но при желании ее можно скачать и отдельно, правда, не с официального сайта (ее там нет), а со сторонних ресурсов. Установки она не требует, достаточно просто запустить.

Если вы проводите калибровку в первый раз, выбирайте версию «Шаг за шагом».

Следом — создадим описание нового профиля (латинскими буквами).

Далее переходим к процессу калибровки. Используя меню настройки монитора, отрегулируем яркость и контрастность так, чтобы серый квадрат в центре окошка почти слился с черным, но был различим на его фоне. Рамка при этом должна оставаться белой.

Следующим шагом определим тип свечения (цветности люминофора). Нужное значение можно взять из заводского профиля монитора (оно будет установлено по умолчанию, если вы предварительно ничего не меняли в настройках). Если затрудняетесь, оставьте «Собственное» или «HDTV (CCIR 709)».

Теперь займемся настройкой гаммы для правильной цветопередачи (соотношения красного, зеленого и синего каналов). С помощью ползунка выровняем яркость серого квадрата на фоне черных и белых полос либо установим одно из значений по умолчанию. Для ЖК-монитора лучше выбрать 1.8, для ЭЛТ — 2.2.

Если снять флажок «Рассматривать одну гамму», вместо серого квадрата будет три — красный, зеленый и синий, с отдельными инструментами регулировки. С их помощью можно убрать цветной оттенок экрана, если он есть. Если нет — лучше их не трогать.

После настройки гаммы определим цветовую температуру белой точки монитора. Этот параметр зависит от окружающего освещения. Для работы при дневном свете оптимально установить 6500° K, при искусственном теплом (лампы накаливания) — 5000° K, при искусственном белом (люминесцентные лампы) — 9300° K.

Чтобы определить цветовую температуру визуально, нажмем кнопку «Изменить».

На затемненном фоне будут отображены три светлых квадрата. Ваша задача — выбрать наиболее нейтральный серый.

На заключительном этапе установим отображение точки белого как аппаратное значение и сохраним профиль.

Для быстрого редактирования уже существующих профилей удобнее открывать программу в виде панели управления. Здесь все настройки находятся в одном окне.

Оценка качества калибровки с помощью веб-сервисов

Онлайн-сервисы проверки мониторов удобно использовать как дополнение к программам-калибровщикам. C их помощью можно оценить и отрегулировать не только яркость, контраст и цвет, но и резкость, геометрию, наличие битых пикселей, уровень мерцания и прочее. Это важно, если вы используете монитор для обработки фотографий или профессиональной работы с графикой.

Элементов настройки в сервисах нет, поэтому если нужно что-то поправить, придется использовать сторонние инструменты — кнопки и меню монитора, средства Windows или программы.

Monteon.ru

Сервис Monteon.ru позволяет оценить следующее:

  • Точность цветопередачи.
  • Наличие битых пикселей.
  • Плавность градиентных переходов.
  • Мерцание (синхронизацию фазы на VGA-мониторах) и муар (разводы в виде волнообразного узора, которого в норме быть не должно).
  • Резкость границ.
  • Яркость и контраст.
  • Зональную яркость (различие яркости в центре и на периферии экрана).
  • Геометрию и сетки (отсечение краев изображения, периферийные искажения на широкоформатном экране с соотношением сторон 16:9).

Online Monitor Test

Online Monitor Test — англоязычный сервис. Здесь на выбор предлагается 4 варианта тестирования:

  • Упрощенный — для Smart TV, планшетов и смартфонов.
  • В оконном формате браузера (рекомендуется запускать в полноэкранном режиме).
  • В оконном формате с разрешением 1920X1080 (разрешение может быть уменьшено).
  • В виде приложения, которое запускается вне браузера. Работает без установки.

Онлайн и офлайн версии программы (кроме упрощенной) содержат одинаковый набор тестов.

Те, кто использует два монитора, также могут провести проверку на задержку вывода изображения одним из них (Input lag).

С помощью Online Monitor Test можно оценить:

  • Отображение близких оттенков серого.
  • Точность передачи семи основных цветов и плавность цветового градиента.
  • Время отклика матрицы (6 различных тестов).
  • Равномерность освещения и цветовой заливки (5 цветов).
  • Наличие битых пикселей.
  • Мерцание и муар.
  • Читабельность текста, написанного несколькими мелкими шрифтами. Цвет текста и фона можно менять с помощью ползунков.

Каждый тест сопровождается подсказкой на английском языке, но разобраться, что к чему, несложно и без нее.

Вот так быстро и просто каждый пользователь может откалибровать свой монитор в домашних условиях. Для поддержания качества изображения производители мониторов рекомендуют повторять калибровку каждые 3-4 месяца.

27-дюймовые IPS-мониторы с разрешением FullHD – пожалуй, наиболее простой и доступный способ получить большую диагональ с качественным изображением. Единственным сколько-нибудь существенным недостатком таких моделей является сравнительно невысокое разрешение – однако, как показывает практика, это критично далеко не для всех домашних пользователей. Одной из новых моделей в данной категории и является AOC I2769VM, средняя цена на которую, по данным Hotline.ua, на данный момент составляет менее 3000 грн.

Дизайн

AOC I2769VM выполнен в уже привычном «безрамочном» дизайне. Опять-таки, рамка вокруг изображения здесь есть – порядка 1 см, просто ее не видно в выключенном состоянии.



Корпус довольно тонкий, выполнен из черного пластика. Тыльная сторона как бы разделена на две части: совсем тонкая (порядка полутора сантиметров) верхняя – глянцевая, и более «толстая» нижняя, в которой сосредоточена вся электроника – с покрытием, имитирующим шлифованный металл.

Боковые грани у монитора глянцевые, нижняя часть экрана зрительно поддерживается широкой (3 см) пластиковой планкой серебристого цвета «под алюминий». На ней по центру расположен логотип компании, а в правой части находятся едва заметные обозначения напротив находящихся на нижней грани кнопок меню. Индикатор активности светится слабым зеленым цветом в рабочем режиме и оранжевым – в режиме ожидания.

Подставка круглая, сравнительно небольшая, верх выполнен из серебристого пластика под цвет планки под экраном, основание – из черного матового пластика. Как для такой диагонали, площадь подставки могла бы быть и побольше – монитор стоит не очень устойчиво, и нажатия на кнопки меню его вполне могут раскачать.

Дисплей к подставке крепится жесткой ножкой, позволяющей менять лишь угол наклона экрана – ни регулировки высоты, ни поворота вокруг своей оси, ни перехода в портретный режим у этой модели нет.

Монитор поддерживает крепление на стену (VESA 100×100), однако все разъемы расположены в горизонтальной плоскости, так что подключаемые кабели будут затруднять такой вариант расположения дисплея (его придется либо крепить на некотором удалении от стены, либо заранее продумывать специальную выемку в ней для подвода кабелей). Из видеовходов здесь имеются два порта HDMI (один из них совмещен с MHL), DisplayPort и VGA (DVI отсутствует).

Меню

Кнопки управления меню аппаратные, расположены на нижней грани в правой части дисплея. Обозначения напротив них слабо различимы и при неярком фоновом освещении практически незаметны. Отметим, что соседство кнопки питания с кнопкой вызова меню (находятся на расстоянии 1 см друг от друга) и отсутствие явных отличий одной от другой (как в маркировке, так и в форме) заставляет пользователя то и дело промахиваться и вместо вызова меню выключать монитор. Возможно, проблему удалось бы решить, расположив индикатор питания прямо над кнопкой включения, однако он находится в стороне от нее, так что ориентироваться по индикатору также не получится.

Без вызова меню доступны быстрые функции – переключение видеовходов, включение/выключение фирменного режима Clear Vision и регулировка громкости встроенных динамиков.

Меню представляет собой крупную горизонтальную ленту пиктограмм, при выборе того или иного раздела под ним выводится набор соответствующих пунктов. По умолчанию оно прикреплено к нижней границе экрана, однако может быть перемещено в любую другую область. Для переходов между пунктами используется плавная анимация, это приятно смотрится со стороны, однако заметно замедляет собственно процесс настройки.







Доступен русский язык интерфейса, однако качество локализации оставляет желать лучшего – многие названия сокращены так, что о назначении ряда пунктов остается только догадываться (например, смысл «Напом. о пер.» можно понять, лишь переключившись на английский и увидев вместо него Break Reminder – «напоминание о перерыве»).

Первым пунктом идет «Яркость», в котором можно отрегулировать яркость/контраст, выбрать один из «эконом»-режимов (при этом настройки яркости и контраста задаются жестко и не могут быть изменены пользователем; единственный режим «Эконом», в котором эти параметры разрешается регулировать – «Стандарт»). Также здесь можно выбрать один из трех режимов гаммы (численное значение у них, к сожалению, не указывается), задействовать режим динамической яркости (в котором блокируются все остальные настройки), выбрать степень овердрайва и включить «Динам. упр. мощ.» (судя по всему, динамическая экономия энергии).

В следующем пункте меню, «Настр. Изображ.», можно отрегулировать параметры изображения при аналоговом подключении (при использовании HDMI и DisplayPort этот пункт недоступен).

В пункте «Настр.цв.» можно настроить цветовую температуру (выбрать один из заданных режимов или вручную отрегулировать основные цвета) – любопытно, что для каждого из режимов используется независимая настройка яркости/контраста. Также здесь можно задействовать режим DCB, выбрав одну из предустановок «улучшения изображения» — «по всем параметрам», «улучшение кожи» и т.д.

Пункт «Улучш. Изображ.» предлагает возможность локального изменения яркости/контраста – пользователь указывает размеры и положение окна, в котором будут действовать собственные настройки картинки, отличные от всего остального экрана. Сложно представить, в какой реальной ситуации это может понадобиться, однако в любом случае, наличие этой опции уж точно никому не помешает.

В настройке меню можно выбрать язык интерфейса, прозрачность окна и его положение на экране, а в дополнительных настройках – режим выбора видеовхода, таймер выключения монитора и ряд других параметров, включая сброс всех настроек на заводские значения.

В работе

В AOC I2769VM используется 27-дюймовая AH-IPS панель производства LG Display. Соотношение сторон у нее 16:9, родное разрешение – 1920х1080 точек (FullHD), размер точки 0,311 мм, заявленное время отклика – 5 мс.

Как видим, размер точки крупноват, что понравится пользователям, которые не любят всматриваться в мелкий шрифт (или игрокам, которые не обладают мощной видеокартой, способной справиться с разрешением в 2560х1440 точек), однако может не устроить тех людей, которые привыкли видеть плотное изображение, не распадающееся на отдельные пиксели, или же просто хотят размещать на экране максимум информации.

Как и у других «безрамочных» мониторов, у AOC I2769VM матовое покрытие экрана, так что кристаллический эффект здесь наблюдается, однако выражен он сравнительно слабо (и частично «перекрывается» низким показателем PPI). Углы обзора типичные для IPS-монитора, на больших углах отклонения яркость снижается достаточно ощутимо, особенно при отклонении по горизонтали. При отклонении в горизонтальной плоскости картинка чуть заметно теплеет, в вертикальной – наоборот, приобретает холодный оттенок.








В данной модели для снижения времени реакции матрицы используется овердрайв, имеющий три степени «разгона», а также возможность полного отключения. Значение weak практически ничем не отличается от отсутствия разгона матрицы, зато и артефакты здесь рассмотреть можно разве что на снимках в специальном тесте. Значение medium дает некоторое снижение смазов за счет появления слабо различимых артефактов, а при максимальном разгоне четкость движущихся объектов оказывается наивысшей, зато артефакты становятся уже довольно хорошо заметны (хоть и не так сильно, как у других виденных нами мониторов).

OverDrive= off, худший/лучший кадры:

OverDrive= weak, худший/лучший кадры:

OverDrive= medium, худший/лучший кадры:

OverDrive= strong, худший/лучший кадры:

В данной модели для регулировки яркости используется широтно-импульсная модуляция, так что мерцание подсветки, к сожалению, присутствует, причем довольно ощутимое – это может быть неприятно для пользователей с чувствительными глазами, поскольку может вызывать утомляемость глаз спустя некоторое время после работы за монитором. С помощью «карандашного теста» мерцание перестает определяться при значении яркости в районе 80%, что составляет порядка 200 кд/м² — это достаточно высокое значение, и работать при такой яркости комфортно будет разве что при сильном окружающем освещении.

Равномерность подсветки средняя, на черном фоне в темном помещении отчетливо наблюдается светлое пятно в левом нижнем углу; кроме того, на верхней грани справа и на нижней — по центру, заметна легкая утечка подсветки.

Glow-эффект у AOC I2769VM достаточно типичный как для мониторов на данной матрице – при взгляде на изображение по диагонали сверху справа появляется отчетливый фиолетовый засвет, сверху слева – более слабо выраженный коричневый.



Минимальный уровень яркости у данного монитора составил 64 кд/м² — этого достаточно для комфортной работы при слабом внешнем освещении, однако для работы в полной темноте такой яркости все-таки может оказаться многовато. Максимальная же яркость у этого монитора оказалась на уровне 210 кд/м² (среднее значение по результатам измерений в 35 точках), разница между наиболее ярким (левый нижний угол) и наименее ярким участками (правый верхний угол) составила целых 80 кд/м², что весьма много даже как для мониторов с LED-подсветкой.

Мы проверили влияние основных настроек монитора в эко-режиме «стандартный» (единственном, позволяющем регулировать яркость/контраст). На удивление, три значения гаммы оказываются не просто «низкая/средняя/высокая» — «гамма 1» выдает практически ровную прямую в районе 1.95 (что заметно ниже стандартного значения в 2.2), «гамма 2» превращает кривую в плавно снижающуюся, со средним значением порядка 1.88, а «гамма 3» выдает S-образную кривую с максимумом в темной области (почти достигающую стандарта) и минимумом – в светлой, где она опускается до откровенно низких 1.6. Такая настройка дает чуть более контрастную картинку по сравнению с «гамма 1» (главным образом за счет более глубоких теней), но с выцветшими светлыми областями. В итоге, если калибровка монитора не предполагается, мы бы рекомендовали выбирать между первым и третьим режимом, по собственному вкусу – в обоих случаях картинка будет несколько блеклая, однако с различными нюансами. Любопытно, что при переключении гаммы изменялась также и цветовая температура – при установке этого параметра в значение Normal картинка была чуть холодновата и температура в среднем составляла 7000K, но при всех трех значениях гаммы график каждый раз был другим (опять же, наиболее линейным он оказался в режиме «гамма 1»).

Цветовой охват, график цветовой температуры, кривая гаммы по шкале яркости и точность цветопередачи:




Даже без калибровки монитор демонстрирует достаточно высокую цветопередачу – среднее значение deltaE составило 1.02, максимальное – 2.58 (отметим, что примерно такие же параметры некоторые производители указывают в характеристиках своих моделей, проходящих заводскую калибровку). В ходе калибровки добиться более точной цветопередачи, к сожалению, не удалось, однако значения гаммы и цветовой температуры, разумеется, стали гораздо лучше соответствовать стандартным параметрам.

Цветовой охват, график цветовой температуры, кривая гаммы по шкале яркости и точность цветопередачи после калибровки:




Итоги

AOC I2769VM – неплохой вариант «большого монитора за разумные деньги». IPS-матрица демонстрирует хорошую цветопередачу «из коробки», в плане дизайна монитор также выглядит достаточно эффектно. Разумеется, за такие деньги сложно рассчитывать на WQHD-разрешение, однако и обычное FullHD в данном случае смотрится вполне прилично. Придраться у этой модели можно в первую очередь к мерцанию подсветки, а также к тому, что получить стандартное значение гаммы без калибровки, с помощью одних только настроек в экранном меню монитора, у пользователя не получится.

Вступление

Каждый покупатель, приобретающий новый монитор не раз и не два задумывается о качественной цветопередаче у выбираемой модели. У некоторых требования простые – главное чтобы картинка была яркая, сочная, но не с «ядовитыми» цветами. У других же всё строже – изображение с экрана должно соответствовать определённым цветовым стандартам, в основном, конечно, sRGB.

К третьей же категории граждан можно отнести просто желающих «выжать» из нового дисплея максимум, что абсолютно логично, учитывая уже как уже три года вдвое подорожавший доллар и соответственно очень ощутимые суммы, которые приходится тратить на монитор, особенно если выбор стоит среди игровых или профессиональных моделей для работы с цветом.

Желание «чтобы дисплей отрабатывал каждую вложенную в него копеечку» - тренд современной реальности. Тех же кого цветопередача не волнует вовсе (а такие, безусловно, найдутся) – могут покинуть эту страничку – ничего полезного они здесь для себя не найдут. Мы же продолжим тему, не сильно углубляясь в сложную теорию, которую при большом желании вы можете изучить в других статьях про настройку и калибровку на просторах RUнета. Быть проще и доступнее для массового читателя – таков главный принцип построения этого материала. Приступим.

Как и зачем?

Правильная/точная цветопередача – залог успеха для профессионалов своего дела, но для других это, в первую очередь, комфортность работы и спокойствие на душе. Последних большинство, а сфера их деятельности за ПК максимально широка, причём далеко не всегда в списке будут присутствовать программы для работы с фото, графикой и видео, где точность картинки является довольно важной составляющей.

Приведение монитора к общепринятым стандартам можно разделить на две части (калибровка/настройка и профилирование), каждая из которых требует участия специальных измерительных приборов, которые можно поделить на две категории: доступные, быстрые, но не очень точные колориметры и дорогие, медленные, но куда более точные (правда, это не касается крайних тёмных полутонов) спектрофотометры.

На своём большом опыте (8 лет и свыше 1000 откалиброванных мониторов) автор этой статьи давно пришёл к очевидному выводу и выбору – использование связки двух этих приборов и применение подходящего для этого программного обеспечения. На выходе получаем необходимый результат (благодаря матрице коррекции спектрофотометра для каждой отдельной связки колориметр-монитор), с высокой проработкой тоновых переходов, как в светах, так и в тенях на который не тратиться излишне много времени, без смешных рассказов клиенту про то, как всё очень сложно и долго и «надо бы доплатить». Да, это занимает несколько больше времени на подготовку и настройку ПО, нежели в случае использования одного из этих приборов, но основная часть процесса проходит за 15-25 минут – в 3-5 раз быстрее, чем при калибровке с помощью спектрофотометра, но с сохранением его точности.

Первый этап – настройка внутренних параметров монитора через его OSD меню, непосредственно влияющих на картинку на экране. В зависимости от условий внешнего освещения под наблюдением измерительного прибора устанавливается подходящие уровни яркости и цветовой температуры. Подбираются наиболее оптимальные настройки гаммы (три примера приведены ниже), насыщенности, различных «улучшателей» изображения, скорости матрицы и т.д.

После этого переходят ко второму этапу в ходе которого производятся автоматические замеры большого количества цветовых оттенков, производится их сравнение с определённым эталоном, после чего создаётся и записывается ICM|ICC профиль с конечными правками в Look Up Table (LUT) видеокарты и данными по возможностям цветовоспроизведения дисплея, которые в дальнейшем будут использоваться программными продуктами с поддержкой системы управления цветом (CMS) для приведения цветового охвата (на программном уровне) к определённым стандартам, естественно, учитывая изначальные возможности модели. Последнее особенно важно, если дисплей оснащается матрицей с расширенным спектром подсветки и соответствующим ему расширенным цветовым охватом (ЦО), а среди ПО с поддержкой CMS можно встретить, не только профессиональные продукты по работе с фото, видео, но и обычные просмотрщики графики, видеоплееры и веб-браузеры. Рабочий стол, игры и прочие простые приложения, к сожалению, в случае с ОС Windows, будут продолжать отображать насыщенные цвета, превосходящие стандарт sRGB.

Но почему вообще приходится забивать голову такими вопросами? Максимально точная цветопередача «из коробки» = дорогие профессиональные модели за большую кучу денег, отдельные мониторы А-брендов (только неизвестно в каждой партии или нет) или вовсе везение с купленным экземпляром. Во всех остальных случаях точность цветопередачи – далеко не основной аргумент компаний-производителей чтобы продать вам монитор. Никого не беспокоит что вы увидите на экране, хотя и совсем плохо делать никто не планирует - времена нынче не те. Для лучших же продаж работает совсем другое: внешний вид, грамотный пиар с превознесением десятка бесполезных программных «фишек», которые постепенно забивают головы потенциальным покупателям и, конечно же, цена устройства.

По опыту могу сказать, что существуют потребители, которые вовсе бояться лезть в меню монитора и производить в нём какие-либо изменения. LCD-дисплеи они считают из разряда той техники, которую достаточно включить в розетку и пользоваться. Все они сталкиваются с проблемами в виде избыточной яркости, которая делает картинку с экрана «яркой и цветастой», но при этом создаётся излишняя нагрузка на глаза. Сухость, усталость, резь и покраснение глаз – вполне стандартный набор для таких пользователей. Они бояться понизить яркость, поскольку хотят получить «всё, здесь и сейчас», параллельно не знают или просто забывают про наше с вами адаптивное зрение и не хотят дать ему время на эту самую адаптацию. Хотя достаточно не делать выводы о картинке последующие 10-30 минут (иногда больше, часто меньше) после снижения яркости до оптимального уровня (зависит от освещённости в помещении), чтобы глаза адаптировались к новым условиям и изображение на экране стало не менее красивым, чем при заводских установках.

Настройка параметра контраст/контрастность, на удивление многих, не требуется в 99% случаев, но почему-то практически все пользователи на моей памяти считали своим долгом изменить её в ту или иную сторону от заводского значения. Снижение практически всегда приводит к уменьшению глубины чёрного поля и соответствующему понижению коэффициента контрастности. Часто изменяются гамма-кривые, точность цветопередачи. При превышении порогового значения (не на цифрах в меню) светлые полутона начинают сливаться. Не редко портятся градиентные переходы, но почему-то лишь единицы обращают на это внимание.

Вторым важным пунктом настройки является цветовая температура. За референс давно принято брать уровень примерно соответствующий 6500 Кельвин, но надо понимать, что эта цифра взята не с потолка и выбрана исходя из «идеализированных рабочих условий» для просмотра изображения с экрана монитора, которые редко попадаются в реальной жизни. Наши глаза прекрасно адаптируются к любому уровню цветовой температуры, но идеален тот случай, когда ЦТ внешнего освещения отличается не более чем на 500-700К от точки белого на экране дисплея. В противном случае возможен диссонанс и соответствующее ему нервное раздражение (пример: на экране картинка излишне холодная, а внешнее освещение «тёплого оттенка», как и окружение вокруг). Скорее всего вы не раз с этим сталкивались, но главное, что решить этот вопрос не так уж и сложно – производители давно предлагают выбор среди 4-10 предустановок цветовой температуры практически на любой случай. Если же среди них нет вашего, то возможен вариант с ручной настройкой.

А может быть «на глаз»?

Вопрос заданный в названии раздела встречается очень часто и людей легко понять – нет желания/возможности вкладываться в профессиональную настройку/калибровку и хочется сделать всё бесплатно. Однако, достаточно вспомнить, что глаза, как измерительный прибор – устройство с низкой точностью из-за своей врождённой адаптивности и всё становится на свои места – хочешь качественно – без колориметра и/или спектрофотометра не обойтись.

Впрочем, нельзя не вспомнить специализированные инструменты для ручной настройки по типу CLTest и Calibrilla, созданные чуть ли не 10 лет назад и до сих пор пользующиеся популярностью среди экономных пользователей. Да и действительно – если есть возможность сделать хотя бы немножечко лучше и бесплатно – почему бы и не воспользоваться такой возможностью? Сразу отмечу, что оба инструмента нацелены на внутренние правки LUT видеокарты и ни коем образом не позволят вам точно настроить цветовую температуру и уровень яркости. Единственное что они могут – убрать разбалансировку между цветовыми каналами RGB, тем самым улучшив цветовой баланс оттенков серого, а также внести изменения в отображение всей цветовой палитры с точки зрения яркостных характеристик (темнее, светлее), за счёт правок гамма-кривых.

В этом случае конечная точность зависит только от ваших глаз, внимательности, усидчивости, настроения и цветовой адаптации зрения под внешнее освещение в момент настройки. Кроме того, по сравнению с полноценной калибровкой аппаратными средствами с помощью специализированного ПО, данный способ не позволит вам создать полноценный профиль с внесённой в него информацией по цветовым возможностям устройства, тем самым работа в программах с поддержкой системы управления цветом (CMS) окажется неполноценной – они не будут учитывать цветовой охват монитора и приводить его к выбранному стандарту.

Отдельно хотелось бы затронуть вопрос настройки через драйвер видеокарты – способ которому отдают своё предпочтение некоторые из пользователей. Скажу сразу – это стоит делать только в случае с ноутбуками, у которых отсутствуют любые другие средства аппаратной настройки матрицы экрана, а повлиять на цветопередачу возможно лишь с помощью программных правок. Для полноценных же мониторов с заводской системой управления – забудьте про данный способ и вот почему:

Выше приведены различные варианты правок цветопередачи с помощью настроек через драйвер NVIDIA. Любые изменения в яркость, контрастность и гамму вносят крайне серьёзные правки в LUT видеокарты. По данным утилиты Calibration Tester их легко отследить и сделать выводы. На оси X расположены оттенки от 0 до 255, по Y – их яркость. Изначальная зависимость – линейная – это значит, что видеокарта не вносит никаких изменений в выходной сигнал на монитор. Но достаточно изменить основные значения, как картинка на экране серьёзно меняется – значительно сильнее и быстрее, чем любые похожие изменения, произведённые через OSD меню самого монитора.

К примеру, увеличение яркости через драйвер ведёт к тому, что многие светлые полутона превращаются в 100% белый цвет, а чёрный цвет меняется на тёмно-серый. Снижение контрастности провоцирует на половину похожие изменения, но белый цвет наоборот заменяется на светло-серый. Так, безусловно, меньше нагрузка на глаза, но и рабочий цветовой диапазон значительно сокращается, а поэтому говорить о сколько-нибудь точной цветопередаче не остаётся никакого смысла. Тут просто можно забыть о таком понятии и не вспоминать его вовсе.

Отдельный «привет» мы хотим передать пользователям, жаждущим воспользоваться чужим цветовым профилем, созданным с помощью измерительного оборудования и специального ПО, но на другом экземпляре монитора. Обладая большим опытом в данной сфере могу смело заявить – если вас действительно интересует «точный цвет», то это довольно сомнительное решение. Я встречал лишь пару массовых моделей (читай – не относящихся к профессиональным мониторам), где разница между экземплярами была минимальной и использование настроек и профиля из какой-нибудь статьи имело смысл. Однако, утверждать, что нынешние партии столь же хороши, как и старые 2-3 года назад – никто не может. Это было бы наглой ложью. Во многих других случаях существенная разница в заводской настройке – вполне обычное явление, к сожалению, не редко случающиеся и среди довольно дорогих и популярных моделей.

Соответственно максимум на что следует ориентироваться при настройке своего монитора – данные по зависимости яркости от установок в меню. Как правило, тут результаты отличаются не сильно, а серьёзные отличия случаются лишь тогда, когда производитель решается сменить поставщика матриц, либо проводит серьёзные изменения в новой ревизии. Будьте начеку!

Для кого и стоит ли вообще?

Во многих статьях, на форумах и, конечно, на ресурсах компаний, предлагающих услуги по настройке и калибровке мониторов, вы прочтёте о важности и необходимости совершения всех этих процессов и действий. Вам будут рассказывать сказки, что без этого никуда и каждый дисплей нуждается в профессиональной настройке и итоговом профилировании. Моя же цель, несмотря на опыт предоставления этой услуги ещё с 2008 года, не навязать её, а сформировать у вас чёткое понимание кому всё это надо и стоит ли вообще этим заниматься, в том числе на основе запросов и конечных впечатлений всех своих предыдущих клиентов.

Исходя из разделов выше у вас уже могло сформироваться собственное мнение, касающееся необходимости приведения цветопередачи монитора к неким «стандартам качества». Моё же мнение таково:

  • Чем хуже показал себя монитор в тестах на точность заводских установок, тем будет больше эффект от проведения калибровки, в частности, из-за серьёзных правок в LUT видеокарты. Но это вовсе не 100% гарантия того, что купленный вами экземпляр будет настроен столь же плохо, как и в прочитанном обзоре. Повторюсь - всегда следует быть готовым к минимальным визуальным изменениям;
  • Если вас действительно интересует точная цветопередача, то для её достижения достаточно проводить калибровку раз в полгода-год . Все байки про необходимость проведения этой процедуры каждые пару дней пускай оставят при себе их распространители. Мой большой опыт работы с мониторами доказывает обратное. К тому же никто не отменяет некоторую погрешность измерений, а также небольшую зависимость рабочих параметров дисплея от времени его работы, температуры и влажности внешней среды и т.д. Гнаться за каждым «кельвином» и «канделем» - бессмысленно. Вы никогда не увидите разницу между 6500K и 6440К, как и между 100 и 93 нит;
  • Калибровка НЕ поможет избавиться от : плохих углов обзора и низкой стабильности картинки TN+Film-моделей, Black-Crush-эффекта на *VA-мониторах, Glow-эффекта, Cross-Hatching-эффекта, плохой равномерности подсветки на белом/тёмном поле;
  • Вы купили новый монитор и он показывает не так как старый – есть желание привести их к одному «знаменателю» - забудьте про это. У мониторов с разными матрицами отличные друг от друга спектры подсветки и даже после настройки с одинаковыми параметрами яркости и цветовой температуры картинка на экранах при нахождении двух дисплеев рядом будет заметно отличаться , в виду невозможности адаптации нашего зрения одновременно сразу к двум разных источникам изображения. Калибровка тут НЕ поможет ;
  • Калибровка НЕ избавит вас от повышенной утомляемости, невозможности долго работать за монитором, боли в глазах, особенно если вы уже испытали удачу с помощью снижения яркости и изменения цветовой температуры;
  • Ваш монитор отличается расширенным цветовым охватом, пользоваться ПО с поддержкой системы управления цветом (CMS) вы НЕ хотите/НЕТ возможности, а желание получить адекватные цвета никуда не пропадает – калибровка и профилирование - НЕ помогут . Единственный вариант – перейти на MacOS с адекватно работающей CMS-системой на уровне операционной системы. ОС Windows даже в самых последних редакциях этого, к сожалению, до сих пор лишена.
  • Заключение

    Последние годы наблюдения за развитием «мониторной промышленности» дают понимание того, что производители все чаще обращают своё внимание на изначально качественную заводскую настройку или, как минимум, наличие в меню дисплея дополнительных режимов с относительно точной цветопередачей, не редко с приведением цветового охвата к определённым стандартам с довольно высокой точностью. Случаются, конечно, и промахи, существенные отличия между партиями и ревизиями, но это больше исключение, чем правило. Порой удивляют и довольно дорогие модели, демонстрирующие более низкие результаты, чем их куда более доступные соперники.

    Предлагая лучший сервис на рынке, мы не только остаёмся максимально открыты и лояльны к нашим покупателям, но и находимся в постоянном поиске новых решений и услуг, чтобы каждый из Вас знал – за мониторами следует обращаться только к нам – в . В связи с этим, нам хотелось бы знать ваше мнение о необходимости ввода услуги «Настройка и калибровка монитора», а также в каком виде вы бы хотели её видеть: с выездом к покупателю через некоторое время после приобретения монитора или более доступный вариант с калибровкой до отправки заказа. Пишите в комментариях, узнавайте о возможности проведения калибровки у наших менеджеров. Удачи в правильном выборе!

    Производитель позиционирует монитор AOC g2460Pqu в качестве игрового, с основными особенностями в виде малого времени отклика (заявлено до 1 мс GTG) и поддержки вывода с частотой до 144 кадр/с включительно. Что ж, кроме выполнения обычных тестов, мы попробуем определить, дает ли какое-нибудь преимущество 144 кадр/с в сравнении с традиционными 60 кадр/с и даже с уже весьма распространенными 120 кадр/с.

    Паспортные характеристики, комплект поставки и цена

    Тип матрицы TN со светодиодной подсветкой
    Диагональ 24 дюйма (61 см)
    Отношение сторон 16:9 (531,36×298,89)
    Разрешение 1920×1080 пикселей
    Шаг пикселей 0,276 мм
    Яркость 350 кд/м²
    Контрастность 1000:1, динамическая 80 000 000:1
    Углы обзора 170° (гор.) и 160° (верт.) до контраста > 10:1
    Время отклика 1 мс от серого к серому - GTG
    Количество отображаемых цветов 16,7 млн.
    Интерфейсы
    • Аудио/видеовход DisplayPort
    • Видеовход DVI-D
    • Аудио/видеовход HDMI
    • Видеовход VGA
    • Аудиовход (гнездо миниджек 3,5 мм)
    • Выход на наушники (гнездо миниджек 3,5 мм)
    • USB 2.0 (гнездо типа B, вход на концентратор)
    • USB 2.0 (гнездо типа А, выход концентратора), 4 шт.
    Совместимые видеосигналы До 1920×1080 пикселей при 144 Гц
    Отчет MonInfo для DisplayPort-подключения
    Отчет MonInfo для DVI-D-подключения
    Отчет MonInfo для HDMI-подключения
    Отчет MonInfo для VGA-подключения
    Акустическая система Встроенные громкоговорители
    Особенности
    • Подставка: поворот вправо-влево, наклон 5° вперед и 20° назад, подъем 130 мм, переворот в портретную ориентацию
    • 100×100 мм площадка VESA для настенного монтажа
    • Разъем для кенсингтонского замка
    • Один USB-выход с повышенной мощностью по выходу питания
    Размеры (Ш×В×Г) 565,4×393,6(+130)×244,58 мм с подставкой
    Масса 6,54 кг
    Потребляемая мощность 25 Вт
    менее 0,5 Вт в режиме ожидания,
    0,3 Вт в выключенном состоянии
    Напряжение питания 90-240 В, 50/60 Гц
    Комплект поставки
    • Монитор
    • Основание подставки
    • Кабель питания (евровилка)
    • Видеокабель VGA
    • Видеокабель DVI-D
    • Аудиокабель миниджек 3,5 мм
    • USB(2.0)-кабель, вилка типа A на тип B
    • Скобка-фиксатор
    • Купон на игру
    • Краткое руководство пользователя (?)
    • CD-ROM с драйвером и руководством пользователя (?)
    Ссылка на сайт производителя
    Средняя цена по данным Яндекс.Маркет T-9237371
    Предложения по данным Яндекс.Маркет L-9237371-10

    Внешний вид

    Внешние панели монитора, включая рамку вокруг экрана и подставку, изготовлены из черного пластика с матовой поверхностью, при этом ряд элементов имеет фактуру поверхности, имитирующую неполированный металл. Внешняя поверхность матрицы полуматовая (зеркальность отражения едва выражена), черная и относительно жесткая. На нижнем торце ближе к правому углу находятся пять кнопок управления и индикатор состояния.

    Обозначения кнопок просто выдавлены на фронтальной рамке и практически не читаемы. На фронтальной рамке в нижней части левее центра находится, видимо, датчик освещенности. Через решетки на задней панели можно разглядеть два небольших громкоговорителя. Разъем питания и интерфейсные разъемы расположены в нише на задней панели и ориентированы вниз.

    Подключать кабели к разъемам относительно удобно, но для большего удобства экран лучше перевернуть в вертикальную ориентацию. В углу на задней панели можно найти разъем для кенсингтонского замка. Два из четырех выходных разъемов USB находятся на правом торце блока экрана.

    Штатная подставка позволяет блок экрана немного наклонить вперед, отклонить назад, приподнять, перевернуть в портретную ориентацию (для этого экран нужно сначала приподнять и отклонить назад) и повернуть вправо-влево.

    Основание подставки относительно большое по площади, но оно сверху в основном плоское, что повышает эффективность использования рабочей площади стола. Монитор стоит на подставке очень устойчиво.

    Конструкция подставки достаточно жесткая, так как несущие элементы подставки изготовлены из толстой штампованной стали. Резиновые прокладки по периметру основания подставки защищают поверхность стола от царапин и предотвращают скольжение монитора на гладких поверхностях. Кабели, идущие от разъемов монитора, можно заправить за пластиковую скобку, одеваемую на стойку подставки. При необходимости подставку можно отсоединить и закрепить блок экрана на VESA-совместимом кронштейне (площадка 100 на 100 мм). Упакован монитор в скромно оформленную коробку, которая широкая и имеет только прорезные ручки по бокам, поэтому переносить ее в одиночку неудобно. Выручает традиционная ручка из клейкой ленты.

    Коммутация

    Меню, локализация и управление

    Индикатор питания при работе неярко светится зеленым, в режиме ожидания - оранжевым и не горит, если монитор выключен. Когда на экране нет меню, то первая (слева направо) кнопка выводит список входов,

    а при долгом нажатии запускает автоматическую подстройку под параметры VGA-сигнала, вторая - переключает режимы Эконом , третья отвечает за регулировку громкости, четвертая - выводит меню установок. Меню представляет собой широкую полосу со значками страниц в верхней части и с настройками в нижней. Навигация по меню не самая удобная, но привыкнуть можно. При настройке изображения меню остается на экране, что немного мешает оценке вносимых изменений. Можно передвинуть меню, отрегулировать прозрачность его фона и установить тайм-аут автоматического выхода из меню. Есть русская версия экранного меню.

    Кириллический шрифт меню слегка неровный, но читаемый. Качество перевода надписей в меню на русский язык среднее. В меню можно активировать таймер на выключение. К сожалению, монитор нам достался без документации, и на сайте компании мы нашли только брошюру с характеристиками, поэтом мы не можем описать качество руководства и перевода, а также особенности работы некоторых функций. В качестве компенсации в коробке с монитором мы нашли купон на игру от Ubisoft, действительный до конца декабря 2013 года.

    Изображение

    Присутствуют стандартные настройки Контраст и Яркость .

    Цветовая температура устанавливается или выбором предустановленных профилей или ручной регулировкой интенсивности трех цветов.

    Список Гамма - это три профиля гамма-коррекции, Эконом - предустановленные сочетания установок яркости и контрастности, DCB - специальные профили цветокоррекции, а при выборе DCB Демо. экран делится на две половинки, на одной демонстрируется исходное изображение, на другой - скорректированное. Есть режим DCR , при его включении на темных изображениях яркость автоматически уменьшается, на светлых - повышается. Настройки на странице Улучш. Изображ. позволяют включить режим с прямоугольной областью, в которой выполняется независимая коррекция изображения. При этом можно изменять размер и положение этой области.

    Режимов геометрической трансформации всего два: в одном выполняется принудительное растягивание картинки на всю площадь экрана (подходит для сигналов 16:9 и анаморфированных фильмов в формате 4:3); во втором изображение увеличивается до границ экрана с сохранением пропорций 4:3. Доступность режимов определяется типом видеосигнала.

    При VGA-подключении автоматическая подстройка под параметры VGA-сигнала выполняется быстро и правильно, а на шкале серого различаются оттенки от 6 до 255. Как при VGA, так и при DisplayPort- и HDMI-подключении поддерживается разрешение до 1920×1080 пикселей при 60 кадр/с включительно. В случае DVI-D при таком же максимальном разрешении частота может быть повышена до 100, 110, 120 и 144 Гц. Интерполяция низких разрешений к разрешению матрицы выполняется без артефактов. В режиме 1920 на 1080 пикселей яркостная и цветовая четкости максимально возможные, дополнительного подчеркивания контуров нет. «Кристаллический» эффект (микроскопическая вариация яркости) отсутствует.

    Кинотеатральные режимы работы тестировались при подключении к по HDMI. Монитор воспринимает чересстрочные сигналы 576i и 480i и отображает их в режиме вывода по полям. Режимы 576p, 480p, 720p, 1080i (вывод по полям) и 1080p (24/50/60 кадр/с) монитор поддерживает, при этом в режиме 1080p при 24 кадр/с кадры имеют равную длительность. Тонкие градации оттенков (в стандартном диапазоне видео) различаются как в светах, так и в тенях. Яркостная и цветовая четкости очень высокие и определяются только разрешением входного сигнала. В режиме 1080i/p картинка выводится 1:1 без какой-либо интерполяции. При масштабировании артефактов не появляется, даже выполняется частичное сглаживание контуров.

    Тестирование ЖК-матрицы

    Оценка качества цветопередачи

    Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 17 оттенков серого при различных значениях параметра Гамма . На графике ниже приведены полученные гамма-кривые (в подписях число в скобках - это показатель аппроксимирующей степенной функции):

    Реальная гамма-кривая ближе всего к стандартной при значении Режим1 , поэтому далее мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) именно при этом значении. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:

    Рост прироста яркости более-менее равномерный, но не каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. В темной области завала нет, а неотличимые по яркости два оттенка особо не сказываются на различимости градаций в тенях:

    Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,29 , что немного выше стандартного значения 2,2, при этом аппроксимирующая показательная функция несколько отклоняется от реальной гамма-кривой:

    Для оценки качества цветопередачи использовали и .

    Цветовой охват немного отличается от sRGB:

    Впрочем, отклонения координат зеленого цвета от вершины sRGB не очень большое, поэтому визуально цвета на этом мониторе имеют естественную насыщенность. Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов).

    Компоненты цветов имеют характерный для устройств со светодиодными источниками вид с широкими полосами. Цветопередача даже при выборе профиля sRGB несколько отличается от стандартной, поэтому мы попытались вручную скорректировать цвета, регулируя усиление трех основных цветов. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в случае профиля sRGB , Теплый и после ручной коррекции:

    Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая. Ручная коррекция существенно улучшила цветопередачу, по крайней мере, точка белого приблизилась к 6500 К.

    Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления

    Измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.

    Аппаратные измерения показали отличную равномерность белого поля. Равномерность черного поля и соответственно контрастности немного хуже. Фотография ниже демонстрирует распределение зон с повышенной яркостью черного поля:

    Видно, что присутствует несильная засветка по нижней кромке, но в целом равномерность черного поля неплохая. При включении режима DCR установившаяся контрастность формально возрастает до бесконечности, так как на черном поле во весь экран подсветка просто выключается. Однако скорость изменения яркости подсветки невысокая, поэтому практической пользы от этой функции немного.

    Яркость белого поля в центре экрана и потребляемая мощность.

    Яркость монитора меняется именно яркостью подсветки, т.е. без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в широких пределах, что позволяет с комфортом работать и смотреть фильмы как в освещенном, так и в темном помещении. Впрочем, минимальная яркость могла бы быть и пониже. Мерцание подсветки на пониженной яркости вряд ли кто будет видеть, так как частота модуляции (прямоугольными импульсами со 100%-ной амплитудой) высокая - 480 Гц.

    Определение времени отклика и задержки вывода

    Время отклика, видимо, зависит от значения настройки Overdrive , которая управляет разгоном матрицы, но в режиме с частотой обновления 144 Гц эта настройка была недоступна, скорее всего, включена. В этих условиях время отклика при переходе черный-белый-черный равно 5,7 мс (4,4 мс вкл. + 1,3 мс выкл.), а переходы между полутонами происходят в среднем за 15,7 мс в сумме. При этом переходы от полутонов серого до черного выполняются за 0,7-0,8 мс, то есть указанные производителем 1 мс GTG имеют какое-то отношение к реальности. Данного времени отклика достаточно, чтобы разница между последовательно выводимыми кадрами была существенной. В качестве доказательства приведем две зависимости яркости (по вертикальной оси в %%) от времени (по горизонтальной оси в мс), полученные при переключении с черного поля на белое (синяя линия) и при последовательном чередовании черного и белого кадра в режиме 144 Гц (зеленая линия):

    Видно, что яркость белого кадра совсем немного не достигает максимальной яркости, а яркость черного кадра успевает снизиться до установившегося уровня черного.

    Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора (тестируемый монитор подключен как первичный) при 60 Гц кадровой частоты составила 19 мс при VGA- и 16 мс при DVI-подключении. Увеличение частоты до 120 и 144 Гц при DVI-подключении сократило среднюю задержку вывода до 2 мс и менее - можно считать, что изображение выводится без задержки.

    Измерение углов обзора

    Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном и горизонтальном и направлениях. Диагональное направление в случае TN-матриц не представляет особого интереса, поэтому этот тест мы пропустили.

    Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:

    Отметим плавное уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану в горизонтальном направлении, при этом графики не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. При отклонении вниз темные оттенки инвертируются, при отклонении вверх инвертируются светлые. Контрастность в диапазоне углов ±82° не опускается ниже отметки 10:1.

    Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Так как свойства TN-матрицы фактически симметричны относительно вертикальной оси, то для экономии времени измерение цветового сдвига выполнялось только при отклонении вверх, вниз и вправо. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в отклонение ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:

    В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3. Из графиков следует, что чистые красный и зеленый цвета меняются несильно, а синий и светлые оттенки претерпевают значительные изменения.

    Оценка влияния частоты обновления на эффективность в играх

    Для выполнения поставленной задачи мы использовали игру Quake 3 Arena с игровым сервером OSP. Выбор игры был обусловлен несколькими обстоятельствами: во-первых, и это самое главное, в свое время автор провел некоторое время за этой игрой, что позволило существенно сократить период обучения, достаточно было восстановить подзабытые навыки (не то чтобы экстраординарные); во-вторых, в игре доступен одиночный режим; в-третьих, игра поддерживает частоту обновление порядка 144 Гц и выше; в-четвертых, с сервером OSP доступна некоторая статистика, позволяющая количественно оценить эффективность игрока. Игра была настроена на запуск простой (учебной) сцены с одним виртуальным противником, игроку даровалась неубиваемость и максимальное количество боеприпасов, матч велся до пяти побед и игроком применялся только один вид оружия.

    В качестве оценки эффективности был выбран параметр Accuracy (Точность), выводимый по окончании матча в консоли:

    Пользуясь случаем, автор выражает благодарность участнику конференции с ником R@ndom за ценные советы.

    Чем выше Accuracy, тем выше процент попадания, то есть тем выше эффективность игрока. Отметим, что Quake 3 Arena запускалась в оконном режиме, а для уменьшения влияния устройств ввода частота опроса подключенной по USB мыши была увеличена до 250 Гц. После некоторой тренировки были выполнены две серии сначала по 10 заходов попеременно с частотой обновления 60 и 144 Гц, затем по 10 заходов с частотой 120 и 144 Гц. Результаты в виде значений Accuracy (Точность) от номера пар матчей, а также в виде средних и максимальных значений Accuracy приведены на рисунках ниже:

    Конечно, к этим результатам нельзя относиться серьезно, так как к методике тестирования есть большие претензии, главная из которых заключается в том, что тестирование не было выполнено вслепую. Впрочем, это имеет большое значение только для тестирования 120 против 144 Гц, так как различие между 60 и 120/144 Гц замечается моментально. Итак, с большой долей уверенности можно утверждать, что 120/144 Гц обновления в сравнении с 60 Гц положительно сказываются на эффективности в случае динамичных игр. Различие между 120 и 144 Гц, скорее всего, есть, и в пользу 144 Гц, но оно уже не так очевидно.

    Выводы

    Монитор AOC g2460Pqu - это монитор для игр. Конечно, его можно использовать для выполнения типичных офисных дел, для какой-то работы с графикой и для просмотра кино, но покупать его стоит только в том случае, если в основном за ним будут играть в игры, требующие быстрой оценки ситуации и реакции. Только в этом случае типичными для TN-матрицы недостатками можно пренебречь на фоне преимуществ, которые дает поддержка частоты обновления до 144 Гц включительно и малое время отклика. Также не исключено, что возможность вывода с высокой частотой кадров может найти применение и в каких-то других специфических вариантах использования.

    Достоинства:

    • Поддержка отображения до 144 кадр/с включительно и малое время отклика
    • Нейтральный дизайн
    • Четыре типа видеовходов
    • Четырехпортовый USB-концентратор с одним портом повышенной мощности
    • Удобная регулируемая подставка
    • Минимальная задержка вывода
    • VESA-площадка 100 на 100 мм
    • Русифицированное меню

    источник изображения http://4k-monitor.ru

    Хорошая и правильная настройка дисплея далеко не последняя задача, чтобы комфортно и качественно работать не только с изображениями, но и просто за компьютером. Заводские настройки мониторов всегда завышены по яркости и контрастности, производители не делают настройку вообще, а сами пользователи часто о ней просто не знают.

    Замечу, что речь пойдет о самой простой настройке экранов, профессиональная калибровка намного сложнее.

    Настраивать можно как программно (если ваш дисплей подключен к ПК с операционной системой, в которой есть средства для такой настройки), так и аппаратно. Подстройка с помощью кнопок меню мало чем отличается от подстройки картинки на современном телевизоре.

    Аппаратная настройка

    Начните с изучения кнопок на мониторе. Если ничего не понятно, то придется почитать инструкцию, либо использовать «метод ненаучного тыка» (не рекомендуется) . После того, как с кнопками управления девайса разобрались, можно переходить непосредственно к настройкам.

    Важное замечание: обеспечьте грамотное освещение! Если в монитор напрямую бьёт солнце или лампочка на 200 Вт, никакие настройки не спасут. По-хорошему, это отдельная большая тема, но сейчас несколько основных рекомендаций:

    • Яркий источник света не должен напрямую освещать монитор;
    • Свет не должен бить в глаза;
    • Лучше использовать равномерную рассеянную подсветку, например, в виде светодиодной ленты.

    Настройка и оценка качества изображения

    При работе с монитором с матрицей низкого качества, часто происходят ошибки при выборе цветов при обработке изображений, фотографий и на макетах для печати, при создании сайтов и ресурсов.

    Картинка ниже позволит оценить, насколько хорошо настроен монитор. На каждой половине картинки есть цифры 1 2 3 4 5

    Если на обеих полосах вы видите все цифры, то монитор настроен хорошо. Средний уровень покажет вам цифры 3. При совсем плохой настройке видны только 1 и 2.

    Запомните, сколько цифр у вас видно. С помощью этого после настройки вы сможете оценить качество проведенных улучшений.

    Но, для начала, небольшой оффтоп «с бородой»:
    «…Скачал программу „Очистка монитора от пыли“, посмеялся, установил, запустил. Монитор залило ровным грязно-серым цветом, клавиатура отключилась, клик мышкой не помогал.
    Взял салфетку, протер монитор от пыли, увидел еле заметную кнопку „Спасибо, можно выйти из программы“. Вышел, задумался, глядя на чистый монитор…»

    Поэтому сначала приводим в порядок саму поверхность, после чего переходим непосредственно к настройкам.

    Яркость

    Яркость следует настраивать так, чтобы на картинке черные цвета костюма и рубашки не сливались в единое целое и стал виден крест на заднем плане. Параметр яркости как раз и отвечает за различие деталей и темных цветов.


    Контрастность

    Отвечает за светлые цвета и их детали.

    На изображении для настройки контраста следует выбрать такое качество, чтобы на белой рубашке складки и пуговицы были четко заметными. Установите контрастность в ноль и постепенно её повышайте. Как только эти детали начинают исчезать, стоит вернуться чуть назад.

    Гамма

    Следующий важный параметр - гамма. Точную идеальную настройку её можно выполнить далеко не на всех мониторах, но приблизиться к идеалу всё-таки стоит. О хорошей настройке гаммы будут свидетельствовать пропавшие пятна светлых и тёмных оттенков в центре тестового изображения.

    Настройка серого

    Избавляет от лишних оттенков, которые искажают цвета на дисплее. Либо программно, либо аппаратно это делается с помощью регулировки 3-х основных цветов (red, green, blue). В идеале картинка с серыми полосами не должна перебиваться посторонними оттенками. Только оттенки серого.



    Идеал настройки серого.

    Программная настройка

    Программно запускаем средства калибровки (описано для Windows).

    В Windows 7 следует нажать кнопку «Пуск» и в строке поиска написать слово «калибровка». Запустить. Вам будет предложен ряд тестов по настройке изображения. Их совсем немного. Пройдите их.

    В Windows 10 в строке поиска надо ввести команду cttune , запустится ClearType, включить его и выбрать максимально удобные для ваших глаз отображения. Потом вводим команду dccw. Запустится калибровка цветов экрана, гаммы, яркости и контрастности. В тестах всё описано, читайте и следуйте советам.

    Проверка результата

    Теперь вернитесь в начало статьи и посмотрите на первое изображение с цифрами. В самом начале я просила их запомнить. Если вы улучшили настройки, то увидите как минимум на одну цифру больше.

    Настройте правильно и в итоге вы будете приятно удивлены тем, что умеет ваш монитор!

    Настроили монитор? За дело: профессия « ».